Категории каталога

Мои статьи [17]

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 126




Пятница, 16.11.2018, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Памятники истории культуры
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Архитектурные памятники Самары. Архив.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
САМАРЫ


"Всю ночь обливался слезами о Шахматове". Это Александр Блок в своё дневнике. "Снилось Шахматово". С ним у поэта было столько связано. И всё это горело в огне октябрьского переворота.

Мое Шахматово - это Самара. Здесь мой корень. Здесь моё всё. Из рассказов родителей и из книг узнала я, каким был мой город в старые времена. Конечно, и мне есть над чем обливаться слезами. Да и не только мне. Есть и в нашем городе люди, для которых каждый дом имеет свою душу. Таким человеком был Олег Сергеевич Струков. Многие считали его чудаком и не понимали, зачем сухой и близорукий старик стучится во все инстанции, спасая Самарскую старину. А старик Струков смерть каждого дома переживал как личную трагедию. Он считал, что когда дома умирают, их души остаются в пространстве, создавая неповторимую ауру.

Но много тайн хранят в себе дома "ещё живые". Одно из самых таинственных и окутанных легендами мест - это дача со слонами. Построена дача была 1908-09гг.. самарским купцом, художником, меценатом Константином Павловичем Головкиным ( с участием архитектора В.В. Тепфера). Константин Павлович родился в семье зажиточного самарского предпринимателя. По окончании 6 классов гимназии отец заставил прекратить обучение и направил сына по пути коммерции. Молодой Костя хотел заниматься живописью, архитектурой, а приходилось целыми днями сидеть в отцовском магазине, принимать товар, считать барыши. По достижению совершеннолетия Константин Павлович получил часть наследства и сразу же поехал в Европу учиться живописи. Познакомившись с европейским мистицизмом, неоромантизмом, экзистенциализмом, Константин Головкин вернулся в Самару и открыл на улице Панской свой собственный магазин писчебумажных изделий, превратившийся в художественный салон. Он писал пейзажи Волги, Жигулей. Картины вез в Германию, где их распечатывали в виде цветных почтовых открыток. Все это давало прибыль, и предприятие Головкина процветало. В 36 лет он женился на молоденькой красивой девушке. Старожилы вспоминают, что он первым привез в наш город автомобиль и носился на нем по мощеным улочкам. Под колеса железного чудовища часто попадали куры. Лошади в ужасе бросались в стороны, переворачивая телеги с пожитками.

Хозяин, молодой и красивый, с пронзительными глазами, небрежно оплачивал убытки.

Подобные поездки не были простым ухарством разудалого купчишки. Здесь было нечто большее. За автомобилем Головкина клубилась пыль, а он сам был всегда окутан какой-то тайной. Никогда не любивший оставаться в тени, он обожал полутона,тени и полумрак. Для вдохновения и творчества Головкину нужно было уединение. Он построил себе удивительную дачу (со слонами) в Студеном буераке, полученном по наследству. К ней сейчас можно спуститься по четвертой просеке от ДК " Современник ". Она возникает внезапно за поворотом. Красивое необычное здание в стиле модерн излучает таинственность. Подходим ближе и дом превращается в крепость с башней, бойницами...Возле входа на веранду поднимается статуя одинокой девушки. Ее силуэт показался мне каким-то воздушным и легким. Она выскальзывает из белого постамента, как бы пытается оторваться от грешной земли. Но все это мы ощущаем, подходя к дому со стороны просеки. Когда же обходим дом с Волги, впечатление резко меняется. Дом еще больше ощетинивается, в нем нет уже ни капли доброты, только холод и злоба. Даже деревья вокруг дома выглядят зловеще. Общий архитектурный ансамбль дополняют два слона. Мы привыкли к слоникам, приносящим счастье , но здесь другое дело. Слоны как бы готовы сорваться с постамента и своими каменными ногами растоптать непрошенного гостя, проткнуть его бивнями и швырнуть хоботом с обрыва в Волгу. И девушка уже не та. Она как мертвая паночка из гоголевского "Вия" выходит из мира мертвых, чтобы увести за собой. Дом удивляет отсутствием больших окон, там всегда было темно, что заставляло даже днем зажигать свечи. Когда-то все стены были обвешаны полотнами хозяина. Сейчас интерьер не сохранился. Где висели огромные картины с изображением летящих девушек в прозрачных одеждах, можно увидеть лишь облупившуюся штукатурку. Дом поражает своей акустикой.

Он оказался настоящим музыкальным инструментом. Высокие ноты усиливаются и где-то там, наверху, превращаются в аккорды. Звуки делятся на обертона, множатся, и кажется, что поет церковный хор. Невольно вспоминается Блок с его знаменитым стихотворением "Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю..." Головкинская дача построена из бетонных блоков и полых кирпичей. Именно здесь таится секрет музыки стен.

Место было глухое, уединенное, хотя и сейчас, на мой взгляд, оно не отличается особой оживленностью. Хозяин здесь жил, как говорят, до поздней осени. Можно только представить, о чем думал он, сидя у камина темными вечерами, когда с Волги дул холодный ветер , а дом подпевал ему эту вечернюю мелодию одиночества. Даже нам тягостно и не по себе.

Не случайно вокруг виллы столько легенд. Все предания связаны со смертью, тоской и ночными кошмарами. Дыма без огня не бывает или, как говорят англичане, у каждого есть свой шкаф со скелетами. По слхам, хозяин любил девушку, которая покончила жизнь самоубийством. В память о ней эта дача. Была другая легенда, некто, которого молва нарекла графом, убил свою бывшую возлюбленную за то, что та пыталась его шантажировать. Труп спрятал в саду. У дома в народе была мрачная репутация. Даже большевики после революции и в 30-е годы побоялись взорвать слонов, сломать статую. Говорили, что подобный вандализм может привести к болезни и к мучительной смерти. В 1916 году там был госпиталь, позже детский сад, потом пытались сделать там клуб, дискотеку, но все это не приживалось. Веселье и радость были несовместимы с этим угрюмым домом.

Константин Головкин , возможно, был первым самарским мистиком и, отсюда тайна, всю жизнь клубившаяся за ним, как пыль от его автомобиля. Может именно в этом доме Константин Головкин выразил себя, и там поныне обитает его душа, страстная и метущаяся, ведь кладбище, на котором он был похоронен, стерто с лица земли.

Конечно, дачу Головкина необходимо восстановить и сделать музеем его творчества, хотя мне кажется, что так она потеряет часть своей романтичности и таинственности, пусть даже это принесет успокоение и дому, и всем нам.


  
Особняк же Курлиной - здание совсем другого плана. Не могу сказать, что он влияет на мое настроение и пробуждает возвышенные чувства, но в нем есть какая-то изюминка, что-то свойственное именно Самаре.Все-таки, это одно из интереснейших зданий старого города. Архитектором бывшей усадьбы Курлиной был Александр Устинович Зеленко, который жил в Самаре с 1897 по 1900 г. Он был гордским архитектором, спроектировал два корпуса губернской земской больницы, здание Торгово-промышленного банка, особняк Пермяковой и здание губернской земской управы. Внимание не только зданию, но и его окружению--профссиональная черта архитекторов прошлого. Двор бывшей усадьбы Курлиной имеет великолепное ограждение. Здание , как и дача Головкина, было построено в стиле модерна. Сами Курлины, потомственные почетные граждане, были купцами, меценатами и членами многих благотворительных клубов и обществ. После капитального ремонта и реконструкции в здании разместился филиал историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина.


  Мне очень хотелось рассказать о Синагоге, построенной в 1906--1908 годах. Еврейская община купила усадебное место у братьев Рябовых. Синагога строилась на добровольные пожертвования. Строить культовое здание взялся Зеявман Вениаминович Клейнерман. Ему помогал техник студент Института путей сообщения Рафаил Николаевич Маргулис. Рядом с Синагогой было сооружено здание "Микво"(баня для ритуального омовения). Синагога была рассчитана на 1000 человек. Она стала шедевром мировой архитектуры и включена в 10 лучших синагог мира. Такое грандиозное здание было воздвигнуто на волжском берегу не случайно. В 6-7 вв. н.э. территория Самарская губерния входила в могучий Хазарский каганат, созданный еврейским племенем "шомериси"(хранители). Поэтому евреи как бы возвращались на свои исконные земли.

К сожалению, сейчас, где стояла величественная синагога, красота и гордость города, мы видим лишь облупленное, полуразвалившееся здание с хлебозаводом внутри. (данные на 1997 г. ещё о синагоге)

.

В деревянном зодчестве прошлого времени трудно представить облик избы без резных узоров, хотя в современном деревянном строительстве резные узоры, видимо, никогда не будут занимать того места, которое они имели в недалеком прошлом. Но в нашем городе так много деревянных зданий и даже целых деревянных кварталов, что с моей стороны было бы просто невежливо не вспомнить о них. Много книг написано о резных избах районов Севера,о резьбе в Новгороде, Костроме, но почти ничего не сказано о Самаре. За давностью лет и нередкими случаями пожаров деревянные постройки прошлого не сохранились. Но их характерный облик представляют некоторые здания, построенные во второй половине прошлого века. В наши дни такие дома стоят на улицах Водников, Обороны и Степана Разина. В семидесятых годах прошлого столетия (время активного строительства в городе) была застроена деревянными домами большая часть так называемого нового города - ныне территория от улицы Чапаевской до Железнодорожного вокзала. На самарских деревянных зданиях нередко можно встретить объемные силуэты шатровых башен.
Видимо, это отзвук древнерусских повалуш(башен) , которые в застройке Самары упоминаются в начале 18 века. Эффектно выглядит такая башня на деревянном доме по улице Самарской. Совсем недавно этот дом был признан памятником архитектуры. Олег Сергеевич Струков, наверное, порадовался бы этому, ведь столько сил вложил этот человек, "фанатик и Святой", как говорили о нем люди, в спасение вот таких домов, наполненных духом старины и легендами.

На первый взгляд, Самара не поражает приезжих своей неповторимой красотой и шиком, но все-таки в Самаре очень много интересных зданий, архитектурных памятников. Среди них оригинальный архитектурный ансамбль Жигулевского пивоваренного завода( ранее "товарищество пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано") и его пивной зал на улице Красноармейской, отданный ныне местному Союзу художников. Особенно интересно ансамбль воспринимается с Волги, удачно вписываясь в силуэт старого города.

Среди характерных "самарских " памятников архитектуры нельзя не вспомнить всем известные так называемые Челышевские дома с выразительной, пластичной кладкой красного кирпича; Пушкинский народный дом (ныне клуб Революции 1905г); реконструированное здание филармонии ,бывший городской цирк " Олимп", где выступал великий Шаляпин; изящный особняк Клодта, ныне детская художественная галерея , и многие другие интересные памятники

Категория: Мои статьи | Добавил: history-samara (18.10.2007) | Автор: Анна Лекарева
Просмотров: 10884 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 2.3/7 |

Всего комментариев: 2
2 Bumsspeabes  
да, что-то на подобии этого

1 Мария  
Благоговейный трепет охватывает, когда читаешь строки о Самаре, написанные с такой любовью, будто мать над ребенком, в голосе которой и святая любовь и печаль о будущем. Многое можно прочитать из краеведческой литературы, но передать эмоционально все это - искусство. Мне очень хочется, чтобы все жители Самары относились к ней так, наверное, это решило бы многие наши проблемы. Хочется, чтобы здания и памятники воспринимали через их историю, чтобы они были, как подразумевает автор "с душой", а не безликими. Возьми любой микрорайон (Приволжский), пусть не памятник архитектуры, но это же целая эпоха, это новая жизнь, это радость для людей, на глазах которых все это росло, это создано людьми!!
Может быть, посредством истории, краеведения приходишь к уважению всего, что создает человек: в том, что он соз"дал" его душа, его "дело" и что-то светлое "мысль, идея", у которой есть свое "глубинное" предназначение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018