В общем архитектурно-пространственном восприятии улицы здание кирхи довольно заметно выделяется примечательной композицией, гармоничностью пропорций архитектурных форм, особенно колокольни, и хорошо прорисованными деталями, раскрывающими характер общего художественного образа сооружения. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле, восходящем к немецким средневековым базиликам.
Церковный совет лютеранской общины решил приобрести это здание. Но не располагая необходимыми средствами, обратился за помощью к немецкой общественности и вспомогательной кассе лютеранских приходов России с просьбой оказать содействие. По поручению совета руководил процессом сбора средств и продолжением строительства храма П.Ф.Цельмер – делопроизводитель совета и известный в Самаре купец-торговец мебелью.
Прошло совсем немного времени и 26 сентября 1865 года дивизионный проповедник Пундани из Казани и пастор Фридрих Мейер, приглашённый из Симбирска, освятили основное здание кирхи. Трудно сегодня установить, кому принадлежала мысль освятить кирху в честь Святого Георга. Вполне вероятно, что этот образ воина-освободителя был актуален в среде российских немцев во второй половине прошлого века, когда Россия вела много войн, в которые были вовлечены и немецкие поселенцы. В немецкой традиции Георгий покровительствовал ремесленникам и путешественникам. А это как раз и было традиционное занятие немецких переселенцев.
Единство объемных форм специфического здания по назначению создано в три срока: кирха в 1865 году, два флигеля на десять лет позже – в 1875 году, а в начале 80-х годов стоявшая между флигелями и кирхой металлическая ограда была заменена одноэтажной застройкой, связавшей композиционно все сооружения в архитектурное единство, облик которого без изменения сохраняется до настоящего времени.
Кроме представителей немецкого населения, кирху посещали до пятидесяти живших в городе эстов и латышей. Единые помыслы и действия общины позволили ей преодолеть бедствие, случившееся 27 июля 1877 года, когда кирха стала жертвой опустошившего город пожара. Но церковные здания были застрахованы. Это обстоятельство и добровольные пожертвования дали возможность восстановить храм к 1883 году в ещё большем великолепии.
Городской голова П.В.Алабин в своем юбилейном очерке “Двадцатипятилетие Самары как губернского города” посвятил целую главу лютеранской кирхе и её общине. Он отметил изящество и прекрасную отделку храма, образцовые порядки в общине. Два пристроя практичные немцы сдавали в найм. Здесь в разные годы находился магазин Перетца с товарами для новобрачных, часовая лавка братьев Поппе. Позже часть помещений занимал пастор.
При кирхе работало общество поощрения просвещения, заботившееся о сохранении родного языка, национальной культуры. Оно содействовало оказанию материальной помощи ученикам и учителям в пределах имевшихся от пожертвований средств, способствовало учреждению учебных заведений с преподаванием немецкого языка. В 1913 году при кирхе Св. Георга была создана школа, которую посещало 37 учеников, также был открыт детский сад для немецких семей.
5 января 1930 года президиум Самарского горсовета принял решение об окончательном закрытии кирхи.
В конце июня 1998 года в одном из помещений самарской евангелическо-лютеранской кирхи справил новоселье Немецкий национально-культурный центр, существующий уже несколько лет. Здесь можно познакомиться с историей немцев Поволжья, обширно представленной в документах и фотографиях. А в библиотеке и видеозале – почитать книги, посмотреть фильмы на немецком языке. В открытии центра принял участие консул генерального консульства Германии в Саратове господин Эрдманнсдорфер.